Здравствуй, школа, — это наш дом.
Здравствуй, друг мой, вновь я с тобой.
Сядем вместе за парты в свой класс,
новой встрече каждый здесь рад.
В 1961 году, Кузнецкий Городской Совет депутатов и трудящихся принял решение о строительстве средней школы № 10 в юго-западном районе города на улице Октябрьской. В эти годы активно строилась 17 школа в районе залиния. Строители по рассказам старожилов обязались 1 сентября 1962 года передать детям ключи от здания школы. И строители выполнили свое обещание и сдержали слово (1 августа 1962 года (протокол №18 заседания исполкома Кузнецкого городского совета депутатов трудящихся от 7 августа 1962 года). Более 1200 ребят под звук торжественного марша вошли в день знаний в светлые и просторные классы. Самое большое количество классов в школе доходило до 40, с числом учащихся 1540 человек. Педагогический коллектив школы год от года совершенствовался. Проводилась учебно-воспитательная работа. Повышалась эффективность работы, использовались на тот момент передовой опыт других школ, не только города, но и области. Применяли новые методики и средства обучения. Учителя развивали познавательные интересы и навыки самостоятельной работы учащихся. Старались создавать условия для творческой деятельности учащихся.
Первым директором школы № 10 города Кузнецка была Лисецкая Александра Фоминична (руководила школой с 1962 по 1968 гг.). Первым завучем была Виноградова Нина Васильевна.
Лисецкая А.Ф. была мастер педагогического труда. Она считала главной своей работой создание коллектива единомышленников-детей и педагогов, организацию их сотрудничества в учебе, труде, отдыхе. В первый же год существования школы район, где располагалось учреждение преобразилось – вырос плодовый сад, тенистые аллеи, ухоженные зоны отдыха. С начала существования школы, она зарекомендовала себя как лучшая по художественной самодеятельности и спорту.
Заслуженным авторитетом и уважением педагогов школы, города и района пользовался ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Венгрии от фашистов Иванушкин Василий Васильевич (руководил школой с 1968 по 1986 гг.). В своей педагогической работе Василий Васильевич сохранил начинания Александры Фоминичны, делал упор на создание материальной базы школы, на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности.
После ухода на заслуженный отдых Василий Васильевич курировал производственную практику учащихся школы на заводе приборов и ферритов. В канун празднования 50-летия Великой Победы он выступал в школе перед учениками с лекцией: «Суровые годы войны».
Переход от обязательного восьмилетнего обучения к всеобщему среднему образованию обусловлено количественный и качественный рост учителей. Большинство учителей в 1970-80 гг. имели Высшее образование. Приведем статистику на 1972-1978 гг. (статистика дана с учетом прибытия и убытия учителей в разные годы): всего учителей от 42 до 48 человек. Высшее образование имели от 21 до 25 человек; Незаконченное Высшее образование: от 4 до 5 человек; Среднее специальное образование от 14 до 16 педагогов; Среднее 2 человека; Членов партии от 13 до 17 человек, члены комсомола от 5 до 7 человек.
Заслуженным авторитетом среди детей и педагогического сообщества пользовались учителя: военрук школы, бывший фронтовик Постников Михаил Пантелеевич; старший учитель, отличник образования, секретарь партбюро Никифорова Анна Васильевна; учительница начальных классов Конкина Вера Ивановна (медаль 100 лет В.И. Ленина); отличник народного образования Бурмистрова Тамара Дмитриевна; За заслуги в деле обучения и воспитания детей учителя были награждены многими грамотами: Власова Александра Васильевна, Семенова Клавдия Михайловна, Архипова Елизавета Сергеевна, Самарина Нина Васильевна, Панкратова Светлана Васильевна, Ширшова Вера Григорьевна, Ануфриева Лидия Андреевна, Аристов Александр Михайлович, Трофимова Алевтина Александровна, Шлейников Виталий Александрович, Агапова Клавдия Ефимовна, Чувакова Лидия Александровна, Данилин Иван Федорович.
Многие учителя школы уже находились на заслуженном отдыхе. Их стоит упомянуть: Медведева Елизавета Ивановна, Белова Анна Владимировна, Осетрова Валентина Петровна, Сильнова Антонина Мироновна, Трефилова Нина Васильевна и многие другие.
В 1968 году в школе завершился переход на кабинетную систему обучения, укреплялась материальная база школы. В этом же году по итогам городского смотра кабинеты географии (заведующий кабинетом Космарова Н.М.), физики (Аристов А.М.), начальной военной подготовки (Постников М.П.) лингафонный кабинет немецкого языка (Никифорова А.В.), химии (Гусева Е.М.), биологии (Орешина Е.П.) получили призовые места.
В 1975 году был создан лингафонный кабинет немецкого языка в количестве 22 учебного места оснащенные наушниками и микрофоном, пультом управления с двумя магнитофонами и проигрывателем, звуковыми колонками. С созданием такого кабинета обучению иностранного языку в школе стало вестись на более высоком уровне. Учащиеся получили возможность систематически из урока в урок слушать образцовую немецкую речь, совершенствовать свое произношение, отрабатывать технику чтения, развивать понимание немецкой речи на слух. Время тренировки в устной речи каждого учащегося увеличилось в 3-4 раза. В любую минуту самостоятельной тренировки учитель имеет возможность подключиться с помощью пульта управления к любому ученику, слушать его работу и оказывать нужную помощь. Много сил и труда вложила в создание такого кабинета старший учитель Никифорова Анна Васильевна.
В 1975 году в учреждении был создан кабинет краеведения. Его оборудование позволяет эффективно проводить уроки географии. Сделаны стеллажи для книг, хранилища для карт, картин и других наглядных пособий. Установлены технические средства. Постепенно в кабинете стал сосредотачиваться весь краеведческий материал. Собираются сведения по истории предприятий города, их работе, истории сел и городов области. Этот материал широко использовался на уроках географии и истории, во внеклассных мероприятиях.
В школе работало 11 факультативных групп: техническое моделирование, по физике, химии, истории и обществознанию, литературе и математике, английскому языку, русскому языку.
Работа факультативов планируется так, чтобы занятия стали одним из этапов учебы ребят.
С 1968 года в школе работает факультатив технического творчества по радио конструированию. За этот период (до 1991 года) учащиеся подготовили большое количество самодельных приборов: генератор звуковых колебаний, набор приборов по принцип радиопередачи и т.д. Часть факультативов объединяет учащихся 9-10 классов. Их занятия позволяют ближе познакомиться с работой токаря, слесаря, радиотехника, глубже познать теоретический материал по физике.
Значительная часть учащихся активно работает в кружках, любят проводить свой досуг в клубах выходного дня «13-ти летних».
Большой педагогический опыт накопила школа в области технического творчества учащихся. Коллектив кружковцев с успехом демонстрировал на городских и областных выставках детского творчества сложные модели и точные приборы. Модели «ракетовоза», «первого советского танка», «система Си». Экзаменатор, моторная лодка, мотоплуг, модель ветроэлектростанции.
Внеклассной спортивной работе охвачено 1/3 учащихся. Юные спортсмены, выступая на соревнованиях за честь школы, добывались хороших результатов.
В средней школе № 10 города Кузнецка в 1960-1980 гг. укоренилась традиция после окончания учебного года всем коллективом принимать активное участие в пятой трудовой четверти. Одни ребята – на пришкольном участке, другие в бригадах по подготовке школы к новому учебному году, другие идут работать на заводы и фабрики города.
Учебно-опытный участок в то время уже называли живой лабораторией, где учатся практически, изучают основные принципы мичуринской биологии, овладевают методами укрепления и развития растений. При возделывании растений на школьном участке нужно заботиться о том, чтобы каждое растение было обеспечено всем необходимым из окружающей среды. Учебно-опытный участок школы небольшой. Растут плодово-ягодные деревья, яблони, смородина, барбарис и другие. Все учащиеся школы привлекаются к работе на участке в порядке общественно полезного труда. Во внеклассные часы на участке свои опыты и исследования проводят юннаты школы. Весь участок разделен по классам. Дети проводят весеннюю и осеннюю обработку почвы, ведут борьбу с сорняками и вредителями сада и огорода, ведется оптическая работа. Все наблюдения за ходом опытов ведутся в журналах и дневниках.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учеников была поставлена благодаря совмещенной трудовой, политехнической и общеобразовательной работе. Именно с начала открытия, в школе были мастерская – слесарня, столярная, механическая. Они постоянно пополнялись новым оборудованием и инструментами.
В 1971 году для военно-технической подготовки учащихся был приобретен бензоэлектрический агрегат в сборе, двигатель УД-2, макет разрезной УД-2, генератор постоянного тока. Это оборудование позволило полнее и качественнее выполнять программу по разделам «Двигатель внутреннего сгорания» и «Электрические машины».
В 1972 году был приобретен сварочный аппарат позволил активнее развивать техническое творчество, создавать, например, аэросани, карт, коробку передач и другие модели, и пособия.
В 1973 году был установлен демонстрационный электрический щит для облегчения проведения уроков по электротехническим разделам программы. В 1975 году были приобретены электронный осциллограф и 6 штук авометров с высокой разряжающей способностью. Это повысило качество работы с электроизмерительными приборами.
В 1976 году своими силами учащиеся освоили электромеханическое затемнение, что дало возможность демонстрировать учебные кинофильмы. В этот же год завод -шеф произвел в школе ремонт 10 верстаков в столярной мастерской.
Трудовое обучение, с сложившейся определенной системой, тесно сочетаются с трудовым воспитанием школьников.
В мае 1973 года в дни визита партийно-правительственной делегации СССР в Варшаву открылся в учреждении школьный музей под руководством Данилина Ивана Федоровича. А точнее открыли музей бывшие ученики школы, воспитанники Данилина из 10 А класса, которые закончили школу в 1973 году. Начало музею положила фронтовая фотография, на которой был запечатлен офицер в пояс при форме. Пояснение к списку гласило, что А.И. Филиппюк, ветеран фабрики, член ВКП(б) (позже КПСС) с 1927 года, командовал в годы войны полком в войске Польском, награжден правительственными наградами СССР и ПНР (Польской народной республики), кавалер ордена Ленина. Ребята встретились с ветераном. Он рассказал об освобождении Советской Армией Польши, познакомил с историей полка, которым командовал. И начался поиск. Ребята настойчиво работали, шаг за шагом приоткрывал завесу прошлых лет.
Школьники писали письма, прочесывали городские кварталы, записывали рассказы бывших фронтовиков, сидели в библиотеках над книгами по истории взаимоотношений СССР и ПНР, оформляли документы на поступившие экспонаты, готовили беседы, уроки – экскурсии, выписывали периодические издания польских газет и журналов, составили картотеки и альбомы. И история начала рассказывать. Более 3000 ветеранов войны и труда СССР и ПНР прислали в музей свои воспоминания, фотографии военных лет и настоящего времени, солдатские книжки и офицерские удостоверения, боевые награды, характеристики, фронтовые газеты, личные вещи.
В музее около 5000 экспонатов и документов. Только с сентября 1976 года музей посетили свыше 10 000 учащихся и родителей, проведено около 200 содержательных и интересных мероприятий - выставки, литературно-музыкальных композиций, конференции, беседы, лекции, диалоги, встречи с ветеранами войны и труда, с передовиками производства, заочные путешествия в города-побратимы СССР и ПНР.
Весь материал музея размещен в 9 разделах: Великая Октябрьская революция и Польша; В. И. Ленин и польское рабочее движение; Кузнечане в борьбе за новую Польшу; Спасли весь мир знамена русской славы и т.д.
Выставочные стенды, витрины, сделали члены совета музея и родители. Особенно помощь оказали рабочий завода радиоприборов Гордеев Николай Васильевич, рабочий мебельного комбината Михайлов Юрий Николаевич, рабочий мебельного комбината Митяйкин Николай Михайлович.
«Собранные в школьном музее документы и экспонаты – не мертвая выставка фотографий и документов, а живая действенная, умная, формирующая сила», - об этом убедительно говорят записи в книге отзывов.
Руководят музеем учитель истории СШ № 10, член КПРСС Данилин Иван Федорович.
В 1978 году школу окончило уже 1311 учеников. Вспоминает ученица школы Казарова Татьяна Николаевна
: «Две больших ступени в жизни человека – это поступление в первый класс и уход из десятого. Десять школьных лет – это лучшие время в жизни человека. За это время у них формируется характер, свои взгляды. И тогда ему помогает школа и его учителя. Ведь в школе учат не только писать и считать. В школе нас прежде всего учат жить. Так же учителя были у нас в школе. Классный руководитель была Егорова Зоя Яковлевна. Это удивительный, широкой души человек. Она сама была отзывчивой, чуткой и доброй. И в нас смогла увидеть такие людей. Зоя Яковлевна могла быть строгой и доброй. И благодаря этим качествам и характера все приобрели специальности на всю жизнь, нашли свое место в жизни.
После окончания школы я окончила промышленно-экономический техникум и получила специальность бухгалтера легкой промышленности. Я очень благодарна своим бывшим учителям в школе. Знания, которые они дали нам, очень помогли нам при поступлении в учебное заведение. Но главное – это то, что они научили нас быть настоящими гражданами».
А вот о чем рассказывает Татьяна Кузмичева:
«3 февраля 1979 года была встреча с выпускниками окончившие школу в 1973 году. После последнего звонка ездили на Кададу всем классом. После школы я поступила на 1 завод и заочно в планово-экономический техникум. Очень хорошие воспоминания остались о Григории Яковлевиче, проводил очень интересные уроки. Рассказывал случаи из своей жизни. Были в 9 классе мы ездили в трудовой лагерь -первый раз за всю историю школы».
Вот еще один рассказ из жизни Макаровой Тамары Леонидовны: «Я закончила школу в 1978 году. В этом же году поступила в Пензенский педагогический институт имени В. Г. Белинского. Закончила его в 1982 году. Работаю в средней школе № 3 учителем русского языка и литературы. Профессия мне эта очень нравится. На мой выбор профессии повлияло то, что нас учили и воспитывали добрые и внимательные учителя, о которых мы, выпускники, всегда помним и уважаем. Очень мы благодарны нашей учительнице Самариной Нине Васильевне и многих другим учителям: Лосевой Г.В., Куликовой Т.М. Никифоровой А.В., Трофимовой А.А. и нашему классному руководителю Егоровой Зое Яковлевне. Они научили нас быть честными, добрыми людьми. И хотя прошло уже семь лет после торжественного дня, когда нам вручили аттестаты зрелости, мы нее забыли о школе, об учителях, о тех самых счастливых днях нашей жизни – о школьных годах. И когда мы встретимся, конечно, вспоминаем о школе, интересные истории из нашей школьной жизни, потому что это, наверное, никогда не забудется. В школе я очень любила уроки литературы Матвеевой Ларисы Ивановны и своих учеников я учу тому, чему научила нас Лариса Ивановна».
Уже в годы перестройки директором школы № 10 была Кулькова Ирина Владимировна (руководила с 1986 по 1992 гг.). Именно при ней педагогический коллектив ставит четкую задачу - дать детям базовое образование и базовую культуру. В воспитательной работе особое внимание уделяется формирование у учащихся базовой культуры, из которой выделяется прежде всего - культура жизненного самоопределения учеников, демократическая, правовая, экологическая, физическая, художественная, нравственная и культура общения. Проблема правового воспитания решались в комплексе с остальными воспитательными проблемами. Цель - сформировать у учащихся правильное отношение к обществу и к себе, а именно помочь каждому найти смысл жизни, создать условия для благополучно комфортного проживания, воспитать стремление к духовной жизни – правде, добру, красоте. Для достижения целей коллектив определил для себя 4 блока дидактических задач: 1 в Сфере «Человек» Помочь каждому учащемуся осознать самоценность человеческой жизни; 2 в Сфере «Общество» - помочь осознанию ценностей: Родина, демократия, правовое государство, семья, гражданская ответственность; 3 в Сфере «Человек -природа» - помочь осознать себя как часть природы; 4 в Сфере «Ноосферы» - помочь в формировании своего я и отношения к духовным ценностям. Основным средствами поставленных задач в воспитательной работе было выбрано ИТД№ в учебной работе педагогического сотрудничества. В работе с коллективом по данным воспитательным проблемам администрация школы сосредоточила внимание на повышение правовой информационности на занятиях семинара «Правовая профессиональная ответственность учителя».
Среди бывших учащихся школы 10 города Кузнецка есть токари, слесаря, парикмахеры, повара, продавцы, врачи, инженеры, конструктора, журналист, руководители трудовых коллективов, депутаты Советов (данные на 1980-е гг.). Одна выпускница 1973 года стала депутатов Городского Совета (в 1977году) – Лариса Акимова (Солдатенкова).
Еще предстоит очень много собрать информации о выпускниках МБОУ СОШ № 10 города Кузнецка. Работа по поиску информации продолжается.
Автор статьи: учитель истории Степанов Дмитрий Владимирович